Не вставайте отвечайте сидя

Не вставайте отвечайте сидя

1. Объяснительный диктант.

1) Не вставайте, отвечайте сидя.

2) Махнем не глядя, как на фронте говорят.

3) Не рекомендуется читать лежа.

4) Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей.

5) Состав, согласно указанию диспетчера, был подан на первый путь.

6) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Примечание. Можно усложнить задание — определить синтаксические особенности предложений:

1) определенно-личное предложение;

2) первая часть сложного предложения — определенно-личное, вторая часть — неопределенно-личное;

3) безличное предложение;

4) сказуемое «сознавал себя одиноким» — составное именное;

5) сказуемое «был подан» — составное именное;

6) первая часть сложного предложения — определенно-личное; вторая часть осложнена однородными обстоятельствами, определения «весенний первый» — неоднородные.

(Ответы: к 1): «сидя» — наречие, можно заменить синонимом «с места»; ко 2): «не глядя» — наречие, можно заменить синонимом «вслепую»; к 3): «лежа» — наречие, можно заменить контекстуальным синонимом «в горизонтальном положении»; к 4): обстоятельство с предлогом «несмотря на» обособляется всегда; к 5): обстоятельство с предлогом «согласно указанию диспетчера» обособляется, т. к. оно распространено и стоит перед сказуемым; к 6): обособлены однородные обстоятельства.)

2. Тренировочные упражнения.

1) Упр. 328-330 — устно.

2) Речевые нормы: упр. 333 — устно.

3) Упр. 331 комментированное письмо.

Домашнее задание. § 30, упр. 334.

Урок 67. Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

Цель урока: закрепить знания по теме; развивать пунктуационные навыки; навыки выразительного чтения, элементов лингвистического разбора.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы лингвистического разбора художественного текста, тренировочные упражнения, словарная работа, реализация межпредметных связей.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Орфография: корни с чередующимися гласными.

Записать словосочетания, объяснить правописание гласных в корнях слов: постилать скатерть, поджигать хворост, заровнять землю на грядке, непромокаемый плащ, выгореть дотла, вырастить урожай, высказать предположение, каста неприкасаемых, отблески зарниц, блистательная эрудиция.

II. Проверка домашнего задания

Упр. 334: ответы на вопросы, объяснение случаев обособления второстепенных членов — «по цепочке».

Комментарий. Типы речи текстов: I — повествование, II — описание.

III. Комплексная работа с текстом (упр. 335)

1. Выбор глагольных форм в тексте, выбор заглавия.

2. Выразительное чтение.

3. Членение текста на абзацы.

4. Пересказ текста.

5. Словарная работа.

Записать слова в рамках: манёвр, маневрировать. Выполнить фонетический разбор этих слов для закрепления правильного произношения.

6. Комментированное списывание текста.

IV. Сопоставительный анализ текстов (элементы)

Упр. 336: сравнение отрывков из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Комментарий. При описании грузинки Лермонтов использует обособленные члены предложения, выраженные деепричастными оборотами, потому что деепричастные обороты означают дополнительное действие, главная же задача автора при описании грузинки — показать не действия, а легкость, изящество, красоту героини; остановиться на деталях.

Читайте также:  Настройка нтв плюс на телевизоре sony bravia

В сцене схватки с барсом автор предпочитает глаголы в спрягаемых формах. Сцена схватки с барсом очень напряженная, поэтому здесь много глаголов действия, которые передают динамику происходящего.

V. Наблюдения в тексте

Упр. 337 (по «Песне о Соколе» М. Горького). Работу предваряет выразительное чтение текста.

Домашнее задание. § 30, упр. 338.

Урок 68. Синтаксический разбор предложений

С обособленными членами

Цель урока: закрепление пунктуационных навыков; навыков синтаксического разбора.

Методические приемы: пересказ текста, синтаксический разбор, работа со схемами.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

Морфемный и словообразовательный разбор слов: предыстория, праздность.

II. Проверка домашнего задания

1. Рассказ о научных интересах академика Я. К. Грота.

2. Ответы на вопросы и задания упражнения (устно); выполнение схем предложений — на доске (4 человека — по две схемы каждый).

Комментарии учителя

К № 1: Научные интересы ученого-языковеда академика Якова Карловича Грота были широки и разнообразны. Он известен прежде всего трудами по упорядочению русского правописания. Его научная работа началась с подготовки первого издания сочинений Г. Р. Державина. Грот разработал основные принципы составления словарей, возглавил работу по составлению «Словаря русского языка», первого нормативного словаря. Академик Грот был первооткрывателем во многих областях языкознания.

К № 2: Стиль текста публицистический. Характерные для этого стиля слова и выражения: «целиком посвятил себя науке», «уникальный труде, «заложивший основы», «выдержавшее около 20 изданий», «с выходом в свет работ», «начинается новый этап», «будучи первооткрывателем», «всю жизнь следовал правилам».

Предложения с однородными и обособленными членами:

1) Академик Яков Карлович Грот, талантливый ученый-филолог (обособленное приложение), известен прежде всего своими трудами по упорядочению русского правописания.

2) Он закончил Царскосельский лицей, изучил (однородные сказуемые) там французский, немецкий, латинский и итальянский (однородные определения) языки.

3) С 1862 года он целиком посвятил себя науке, начав с подготовки первого издания сочинений Г. Р. Державина (обособленное обстоятельство), ставшего образцом для всех последующих академических собраний сочинений писателей (обособленное определение).

4) В 1873 году вышла работа Я. К. Грота «Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне», уникальный труд в истории русского языкознания (обособленное приложение), заложивший основы научного изучения русского правописания (обособленное определение).

5) В 1885 году Грот составил руководство «Русское правописание», выдержавшее около 20 изданий и утверждённое как обязательное для изучения во всех школах России (обособленные однородные определения).

6) С выходом в свет работ Я. К. Грота по правописанию впервые установилась, по словам академика В. В. Виноградова, «единая система русского правописания и устранялись (однородные сказуемые) мучительные орфографические шатания».

Читайте также:  Настройте передатчик на wkz watch dogs 2

7) Это был первый нормативный словарь, отразивший, по утверждению Грота, «общеупотребительный в России литературный язык в том виде, как он образовался со времен Ломоносова» (обособленное определение).

8) Будучи первооткрывателем во многих областях языкознания (обособленное обстоятельство), Грот всю жизнь следовал правилам, которые сформулировал для себя так: «Пусть праздность и скука (однородные подлежащие) никогда не будут известны мне. В занятиях моих я должен для этого наблюдать как можно более разнообразия, должен начертать себе определенный план и твердо, но без педантизма (однородные обстоятельства) следовать (однородные сказуемые) ему.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

1 Теоретические вопросы.

— Какие обстоятельства выделяются на письме запятыми?

— Как отличить деепричастия от наречий, от них образованных?

— Обособляются ли фразеологические обороты, включающие деепричастия?

— Какие предлоги влияют на обособление обстоятельств?

2. Упр. 332: выразительное чтение, устный ответ на вопросы упражнения, морфологический и синтаксический разбор у доски (2-3 человека), выделение обособленных обстоятельств, определение границ деепричастных оборотов — устно, «по цепочке».

Напомним, что границы деепричастных оборотов определяются по вопросам. Деепричастный оборот — это деепричастие с зависимыми словами. Значит, первый вопрос надо задать от деепричастия, а далее по цепочке зависимых слов.

III. Закрепление темы «Обособленные обстоятельства»

1. Объяснительный диктант.

1) Не вставайте, отвечайте сидя.

2) Махнем не глядя, как на фронте говорят.

3) Не рекомендуется читать лежа.

4) Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на привязанность друзей.

5) Состав, согласно указанию диспетчера, был подан на первый путь.

6) Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Примечание. Можно усложнить задание — определить синтаксические особенности предложений:

1) определенно-личное предложение;

2) первая часть сложного предложения — определенно-личное, вторая часть — неопределенно-личное;

3) безличное предложение;

4) сказуемое «сознавал себя одиноким» — составное именное;

5) сказуемое «был подан» — составное именное;

6) первая часть сложного предложения — определенно-личное; вторая часть осложнена однородными обстоятельствами, определения «весенний первый» — неоднородные.

(Ответы: к 1): «сидя» — наречие, можно заменить синонимом «с места»; ко 2): «не глядя» — наречие, можно заменить синонимом «вслепую»; к 3): «лежа» — наречие, можно заменить контекстуальным синонимом «в горизонтальном положении»; к 4): обстоятельство с предлогом «несмотря на» обособляется всегда; к 5): обстоятельство с предлогом «согласно указанию диспетчера» обособляется, т. к. оно распространено и стоит перед сказуемым; к 6): обособлены однородные обстоятельства.)

Читайте также:  Как изменить фото беседы в вк

2. Тренировочные упражнения.

1) Упр. 328-330 — устно.

2) Речевые нормы: упр. 333 — устно.

3) Упр. 331 комментированное письмо.

Домашнее задание. § 30, упр. 334.

Урок 67. Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства»

Цель урока: закрепить знания по теме; развивать пунктуационные навыки; навыки выразительного чтения, элементов лингвистического разбора.

Методические приемы: выразительное чтение, элементы лингвистического разбора художественного текста, тренировочные упражнения, словарная работа, реализация межпредметных связей.

Перед вами громада — русский язык.Наслаждение глубокое зовёт вас — наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.Гоголь

Обособленные определения 1. Свежий ветер дувший с моря подгонял лодку. 2. Перепачканный краской малыш выглядел смешно. 3. Был зимний день ясный и морозный.

Обособленные приложения 4. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю. 5. Мы врачи обязаны лечить людей. 6. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.

1. Что такое ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА? Обособленные обстоятельства – это обстоятельства, которые выделены интонационно и пунктуационно. Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА? КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК?

2. Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства? Обособленные обстоятельства могут быть выражены: одиночным деепричастием (Пошумев, река успокоилась) 2. деепричастным оборотом (Мужики, увидев помещика, сняли шапки) 3. сравнительным оборотом (Голова у нее острижена, как у мальчишки) 4. оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА — обстоятельство уступки (На улицах, несмотря на яркое солнце, горели фонари. )

2. Чем могут быть ВЫРАЖЕНЫ обособленные обстоятельства? 5. существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИ УСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. (В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно. Дети, вопреки морозу, вышли погулять. Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей)

Река пенилась вздымая валы. Листья падая шепчутся. Задачу я решил шутя. Серёжа бежал сломя голову.

Задачу я решил шутя. Решил шутя – «легко», нет значения «решал и шутил» Смеясь и шутя, мы побежали к реке. (Мы смеялись и шутили, когда побежали к реке.)

Не вставайте, отвечайте сидя.Махнём не глядя, как на фронте говорят.Не рекомендуется читать лёжа. «В ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Никогда не обособляется одиночное деепричастие, которое уже перешло в простое наречие. Запомни: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Никогда не обособляется деепричастный оборот, представляющий собой фразеологический оборот Серёжа бежал сломя голову. Спустя рукава, не мудрствуя лукаво, не покладая рук, не переводя дыхание, положив руку на сердце, и др.

Ссылка на основную публикацию
Настройте передатчик на wkz watch dogs 2
Для получения платины вам потребуется полностью пройти всю основную сюжетную линию игры, а также некоторое количество побочных заданий, все доп....
Найти по картинке в яндексе загрузить
Поисковые системы незаменимы не только в тех случаях, когда нужно получить текстовую информацию по тому или иному запросу. Не менее...
Настроить дату и время на хуавей
Работа с датой и временем на смартфонах Huawei или Honor не такой уж и редкий вопрос. Кроме первичной установки при...
Нашивка воздушное превосходство battlefield 4
Всего надо выполнить 10 Задач. Советую для начала прокачаться хотя бы до 15-18 уровня, чтобы открыть доступ к задачам. В...
Adblock detector