Тема: Программирование на рабочем листе Microsoft Excel XP: формулы и имена, построение графиков функций.
Цель работы: Научиться создавать и редактировать формулы в ячейках электронной таблицы, строить графики, поверхности.
Ввод формул. Формулу в Excel можно определить как начинающееся со знака «=» (равно) выражение, составленное из разного типа констант и (или) функций Excel, а также знаков арифметических, текстовых и логических операций (табл. 1).
Знаки операций, используемые в формулах Excel Таблица 1
^ (возведение в степень)
>= (больше или равно)
; (точка с запятой)
Распространённая ошибка при вводе – отсутствие знака «=» в левой части формулы. В этом случае введённая формула, воспринимается как текст, и Excel не выдаёт никакой ошибки.
Как и любое содержимое ячейки, формулы вводятся либо в строке формул, либо в ячейке. Где именно будет производиться ввод, определяет флажок Правка прямо в ячейке на вкладке Правка диалогового окна Параметры пункта Сервис (рис. 1).
Установите флажок Правка прямо в ячейке, если он не установлен. Для ввода формулы введите с помощью клавиатуры знак «=», затем функциональную часть формулы (рис. 2) и завершите ввод нажатием либо клавиши , либо кнопки с зелёной «птичкой» Ввод, находящуюся в строке формул.
Рис. 1 Диалоговое окно Параметры
Рис. 2 Ввод формулы непосредственно в ячейке
В режим ввода можно также перейти, нажав клавишу .
Для отмены ввода можно нажать кнопку Отмена с красным крестом левее кнопки Ввод или просто нажать кнопку .
Упражнение 1. Выполните описанные действия при сброшенном флажке Правка прямо в ячейке.
Упражнение 2. Заполните ячейки таблицы числами от 1 до 30 с шагом 2, используя маркер заполнения. Подсчитайте их сумму с помощью Автосуммы (пиктограмма на панели инструментовСтандартная). Скопируйте и Замените функцию СУММ() на СРЗНАЧ().
При вводе ссылки на ячейку в формулу вместо непосредственного набора её адреса с клавиатуры, можно просто щелкнуть ячейку, адрес которой требуется ввести. Например, для ввода приведённой выше формулы =А1+А2 можно непосредственно после набора знака "=" щелкнуть ячейку А1, ввести с клавиатуры знак "+", затем щелкнуть ячейку А2 и завершить ввод формулы (например, нажав клавишу ).
При этом если нужная ячейка находится на другом рабочем листе активной или любой другой открытой в данный момент рабочей книги, то вставляемый Ехсеl в формулу адрес будет содержать также имя рабочего листа, а при необходимости — также и имя рабочей книги, где находится требуемая ячейка.
Например, если в ячейку С2 нужно вставить формулу, в которой должны складываться числа из ячеек B1 и В2 рабочего листа Лист1 рабочей книги Книга2, то для реализации данного суммирования можно непосредственно после набора знака "=" перейти на рабочий лист Лист1 рабочей книги Книга2 и щелкнуть ячейку В1, затем ввести с клавиатуры знак "+" и щелкнуть ячейку В2, после чего завершить ввод формулы (например, нажав клавишу ).
Введённая формула будет в этом случае иметь следующий вид: =[Книга2]Лист1!$В$1+[Книга2]Лист1!$В$2.
Упражнение 3. Рассчитайте значения при
, шаг=0,5
Упражнение 4. Вычислите корни квадратного уравнения
- отформатировать, склеить ячейки
- заполнить незаполненые столбцы
- расчитать ИТОГО
- добавить гистрограмму, которая позволяет сравнить помесячную заработную плату для каждого работника
В общем табличка получится примерно такая:
а гистограмма такая:
№2 Вписываемся в бюджет
Дан месячный фонд зарплаты 60000 руб. Для работы отдела нужны: один уборщик, один вахтер, четыре контролера, два кассира, два старших кассира, два старших контроллера и один заведующий отделом. Зарплата сотрудника равняется зарплате уборщика, умноженной на коэффициент К сотрудника, плюс доплата Д сотрудника.
Построить и заполнить таблицу:
В этой работе зарплату уборщика можно подгонять вручную, но можно воспользоваться пунктом Данные / Анализ что если / Подбор параметра. В соответствующем диалоговом окне надо указать ячейку, содержащую подбираемый результат, подбираемое значение и ячейку, значение в которой должно изменяться при подборе. В этом случае Excel сам подберет такую зарплату уборщика, при которой фонд месячной зарплаты получится равным 60000 руб.
№3 3D график
Подготовить таблицу значений для функции
на интервале [0; 10] по X и [0; 12] по Y, шаг между значениями по желанию, чем меньше шаг, тем более красивый получится график.
Так как координаты три, то должна получится табличка примерно следующего вида:
в желтой строке координаты X, в зеленой координаты Y, на пересечениях строк и столбцов расчитанные по формуле значения. Для расчета степени использовать функцию СТЕПЕНЬ.
Как упростить себе жизнь:
1. Номер раз
2. Номер два
3. Номер три
тут я двойным щелчком по краю ячейки в самом начале кликаю (естественно, в этой ячейки уже находится корректная формула с правильной абсолютной адресацией)
Построить график примерно такой:
№4 Рисуем Sin и Cos
Построить графики синуса и косинуса на одной диаграмме, шаг между точками не менее 30 градусов. В excel функции SIN и COS принмают в качестве параметров радианы. Поэтому градусы надо будет перевести в радианы.
Для получения значения использовть функцию ПИ()
- раскрасить графики как на картинки
- расположить подписи в соответствии с изображением
в общем, чтоб похоже было:
№5 Расчет заработной платы II. Используем ЕСЛИ
Рассчитать зарплату сотрудников за май и июнь. Сделать это с учетом должности рабочего и с использованием функции ЕСЛИ.
№6 Построение графика функции с условиями
Используя лишь одну формулу построить данную функцию:
№7 Нахождение приближенных корней уравнения
Используя команду “Подбор параметра” найти все корни уровнения. Для этого необходимо сначала построить график функции. Затем найти точки x в которых значение функции приближенно равно нулю. И отталкиваясь от этих значений используя Данные / Анализ что если / Подбор параметра найти корни уровенения.
Выбрать номер функции по остатку от деления своего номера в списке на 10.
![]() |
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Практическое занятие 7. Диаграммы Microsoft Excel
Диаграммы MS Excel (рисунок 7.1) дают возможность графического представления различных числовых данных. Для построения диаграмм следует предварительно подготовить диапазон необходимых данных, а затем воспользоваться командой Вставка | Диаграмма или соответствующей кнопкой мастера диаграмм на панели инструментов Стандартная.
Рисунок 7.1 — Элементы диаграммы MS Excel
В MS Excel можно строить два типа диаграмм: внедренные и диаграммы на отдельных листах. Внедренные диаграммы создаются на рабочем листе рядом с таблицами, данными и текстом и, используются при создании отчетов. Диаграммы на отдельном листе удобны для подготовки слайдов или для вывода на печать.
MS Excel предлагает различные типы диаграмм и предусматривает широкий спектр возможностей для их изменения (типа диаграммы, надписей, легенды и т. д.) и для форматирования всех объектов диаграммы. Последнее достигается использованием соответствующих команд панели инструментов Диаграммы или с помощью контекстного меню соответствующего объекта диаграммы (достаточно щелкнуть правой кнопкой мыши на нужном объекте и из контекстного меню выбрать команду Формат).
Для создания диаграмм в MS Excel, прежде всего, следует подготовить данные для построения диаграммы и определить ее тип.
При этом необходимо учитывать следующее:
1. MS Excel предполагает, что количество рядов данных (Y) должно быть меньше, чем категорий (X). Исходя из этого, определяется расположение рядов (в строках или столбцах), а также — снабжены ли ряды и категории именами.
а) если диаграмма строится для диапазона ячеек, имеющего больше столбцов, чем строк, или равное их число, то рядами данных считаются строки.
б) если диапазон ячеек имеет больше строк, то рядами данных считаются столбцы.
2. MS Excel предполагает, что названия, связанные с рядами данных, считаются их именами и составляют легенду диаграммы. Данные, интерпретируемые как категории, считаются названиями категорий и выводятся вдоль оси X.
3. Если в ячейках, которые MS Excel будет использовать как названия категорий, содержатся числа (не текст и не даты), то MS Excel предполагает, что в этих ячейках содержится ряд данных, и строит диаграмму без меток на оси категорий (X), вместо этого нумеруя категории.
4. Если в ячейках, которые MS Excel намерен использовать как названия рядов, содержатся числа (не текст и не даты), то MS Excel предполагает, что в этих ячейках содержатся первые точки рядов данных, а в каждом ряду данных присваивается имя Ряд 1, Ряд 2 и т. д.
Основные типы диаграмм MS Excel приведены в таблице 7.1.
Таблица 7.1. Типы диаграмм MS Excel
Стандартные типы диаграмм
Используются для сравнения отдельных величин или их изменений в течение некоторого периода времени Удобны для отображения дискретных данных
Похожи на гистограммы (отличие — повернуты на 90° по часовой стрелке). Используются для сопоставления отдельных значений в определенный момент времени, не дают представления об изменении объектов во времени. Горизонтальное расположение полос позволяет подчеркнуть положительные или отрицательные отклонения от некоторой величины Линейчатые диаграммы можно использовать для отображения отклонений по разным статьям бюджета в определенный момент времени. Можно перетаскивать точки в любое положение
Отображают зависимость данных (ось Y) от величины, которая меняется с постоянным шагом (ось X) Метки оси категорий должны располагаться по возрастанию или убыванию. Графики чаще используют для коммерческих или финансовых данных, равномерно распределенных во времени (отображение непрерывных данных), или таких категорий, как продажи, цены и т. п.
Отображают соотношение частей и целого и строятся только по одному ряду данных, первому в выделенном диапазоне. Эти диаграммы можно использовать, когда компоненты в сумме составляют 100%
Хорошо демонстрируют тенденции изменения данных при неравных интервалах времени или других интервалах измерения, отложенных по оси категорий. Можно использовать для представления дискретных измерений по осям X и Y. В точечной диаграмме деления на оси категорий наносятся равномерно между самым низким и самым высоким значением X
Диаграммы с областями
Позволяют отслеживать непрерывное изменение суммы значений всех рядов данных и вклад каждого ряда в эту сумму. Этот тип применяется для отображения процесса производства или продажи изделий (с равно отстоящими интервалами)