6 Гдв 1 16 чем заменить

6 Гдв 1 16 чем заменить

9zip.ru Ламповый звук hi-end и ретро электроника Переделка фильтра S-90

Побывав противником аудиофилии как упрощения, я, после экспериментов, изменил свою точку зрения и теперь готов даже пожертвовать чем-то ради малого количества препятствий на пути звука :). Это действительно очень важно, даже на рассмотренных ниже динамиках. Но это заставляет так же пожертвовать некоторыми вещами: большой мощностью и загруженностью частотных полос.

Нижеразобранный по косточкам кроссовер я применил для своей s-90de с динамиками: 30ГД-2, 6ГДШ-5-5, 3ГД-2, где он просто замечательно играет с любым жанром музыки. 3ГД-2 (его более худший аналог 6ГДВ-1-16) это очень старый ВЧ динамик (мой экземпляр 1977 года) с частотой резонанса аж 4500Гц (но существует мнение, что на этом месте он достаточно спокоен), поэтому высокая частота раздела СЧ-ВЧ обусловлена именно этим фактом. Тем не менее, большинство отечественных пищалок не далеко ушли, поэтому я считаю такой срез очень хорошим для них.

Этот фильтр будет отлично работать и на хороших зарубежных СЧ-ВЧ динамиках, что я и попробовал сам :). Но, конечно, его нужно изменить с учетом всего нового (частоты раздела в том числе) — за основу взять сам принцип.

Все рекомендации должны подойти к 4-омным клонам s-90 (Орбита и др.).

p.s. Все же не стоит забывать, что все в мире не только относительно, но и субъективно :). К тому же, у меня на данный момент совсем нет средств измерения АЧХ своей системы — все подгоняется на слух в одном и том же помещении.

НЧ: Рассмотрим неплохой, в общем-то, басовик примененный в s-90. 30ГД-2 (75ГДН-1-4) номинальным сопротивлением Z=4Ом, чувствительностью S=86дБ (или дБ/Вт*м) и частотами F=30-1000Гц обеспечивает не самую лучшую ИЧХ (импеданс-частотная характеристика :)) в купе с плохим звучанием на частотах выше 500Гц.

У нас срез с него будет на 500Гц. В идеале, чтобы заставить работать этот динамик действительно хорошо, нужно отрезать от него все, что выше 200Гц. Ведь самый главный недостаток 30ГД-2 в том, что на этих частотах он бубнит ("звук из под колпака диффузора") и совсем плохо играет. Но чтобы сделать такую низкую частоту раздела нужен отличный СЧ динамик с частотой резонанса не более 70Гц.

CЧ: Штатный среднечастотник 15ГД-11 (20ГДС-4-8), с параметрами Z=8Ом, S=89дБ, F=200-5000Гц, не выдерживает никакой абсолютно критики ни по звучанию, ни по необходимым нам характеристикам. Поэтому его нужно заменить славным малышом 6ГДШ-5-4 (Z=4Ом, S=92дБ, F=150-12000Гц) который выглядит совсем несерьезно, но на деле оказывается очень даже хорош. К тому же обладает необходимыми нам размерами, ценой (не более $4!) и доступностью в России.
Нужно отметить невысокую мощность 6ГДШ-5 (как следствие неспособность работать на дискотеках/вечеринках) и всплески на некоторых участках частотного диапазона ("крикливость").

Были мнения, что 6ГДШ-5 обладает плохой направленностью на высоких частотах, из-за чего при сравнительно высоком разделе стереопанорама "неустойчива". Мне показалось это не так, поэтому, если будут проблемы, действуйте по обстоятельствам :).

ВЧ: Подойдет любая "пищалка" с параметрами S=89-92дБ и Z=16Ом. Важно отметить F (собственно говоря, минимальную рабочую частоту динамика) — она не должна быть более 4500Гц, и чем меньше, тем лучше.
Конструктивные размеры и крепления подбираются на месте подручными средствами.

НЧ: Чувствительность мала, а после реализации фильтра от нее остается 85дБ. Причина кроется в собственном (паразитном) сопротивлении катушки индуктивности L2. С этим ничего не сделать (если не собирать эту катушку вообще заново), будем подгонять остальные динамики под басовик.

СЧ: Чтобы отрезать лишние 7дБ (92-85=6) я предлагаю использовать вариант одного резистора, что позволит избежать лишних элементов в цепи и заодно снизит номиналы элементов фильтра из-за поднятия сопротивления динамика. Резистор R2=4.3Ом даст нам снижение на 6дБ. Снижение чувствительности резистором производится в примерном соотношении 1дБ/0.7Ом. Катушка L1 имеет собственное сопротивление 0.75Ом и поможет нам убрать еще 1дБ. Вуаля! 🙂

Однако, недостаток здесь в том, что нет точных формул и зависимостей, а приведенные мной значения появились в следстивии моих личных ощущений.

ВЧ: Действуем таким же методом, подбирая нужный резистор до достижения желаемого результата. Однако, в этой цепи элементов фильтра с большим собственным сопротивлением нет, поэтому резистор R1 нужно взять с запасом на 1дБ. Отметим так же, что громкость ВЧ динамиков относительно других в системе сильно характеризует ее "наклонности" — так, например, большинству слушателей нравится немного приглушенный звук ВЧ (примерно на 1-2дБ), система как бы "мягче". Что актуально для отечественных ВЧ динамиков не самого лучшего качества :)). Для тяжелой музыки может быть более важно подчеркивание высоких частот.

Приятно узнать, что изменения резисторов чувствительности в пределах одной единицы (1Ом) практически не сказывается на самом фильтре и частотах среза, что дает возможность поэкспериментировать.

Но не стоит пересекать разницу в 0.7Ома при экспериментировании с R2 — катушка L1 гораздо более чувствительна к этому изменению.

Самое сложное. Нужно срочно найти способы измерить индуктивность, иначе точной настройки не получится.

За неимением способа померить предлагаю следующее: сравнивать катушки по собственному сопротивлению, учитывая все конструктивные параметры. Теоретически, если совпадут все факторы влияющие на номинал индуктивности (есть и совсем интересные — плотность витков, содержание примеси железа в каркасе :)), то можно получить необходимую индуктивность, как бы "по образцу".

Не смотря на все, этот метод, нужно сказать, очень неточен. Разницы между индуктивностью L2, к примеру, 1.5мГн и 1.27мГн по сопротивлению нет.

НЧ: Приведу свои параметры большой катушки (у нее еще "уши" по бокам): внутренний диаметр кольца: 35мм, внешний: 70мм, высота катушки: 37мм, ширина области намотки (высота без бортиков): 30мм, толщина провода (медь, эмалированная): 1мм. При этих параметрах сопротивление катушки постоянному току (измерянное цифровым тестером): 0.8Ом.
При соблюдении этих параметров у вас должна получиться индуктивность в районе 1.0-1.6мГн, поздравляю :).

Можно намотать катушку "старым дедовским" способом, зная какое количество витков нужно сделать. С недавних пор это стало известно: для 1.27мГн необходимо 210 витков "ручной" (не очень аккуратной) намотки. При этом на каждые 0.05мГн приходится примерно по 5 витков.

СЧ: Маленькие катушки должны быть все одинаковые по каркасу, я взял с самой маленькой индуктивностью. Внутренний диаметр кольца: 12мм, внешний: 32мм, высота катушки: 23мм, ширина области намотки (высота без бортиков): 18мм, толщина провода (медь, эмалированная): 0.5мм. Сопротивление: 0.7Ом, индуктивность 0.18-0.21мГн.

При 0.18мГн количество витков составляет 127 штук. При 0.21мГн — 136.

Кстати, не повторяйте ошибок СССР-сборщиков, не крепите маленькие катушки шурупами внутри — изменится индуктивность и добавится нелинейность; крепите на клей.

Для тех кто меряет сам: бесполезно пытаться перематывать маленькую катушку толстым проводом от большой, а вы наверняка захотите сделать это :). Даже намотав полностью весь каркас я не получил индуктивности более 0.1мГн.

В тоже время, если соорудить новый оптимальнейший каркас (см. линки, "Cec"), что не так-то просто как кажется, то собственное сопротивление катушки позволить выгадать 1дБ к чувствительности динамика — нужно будет немного откалибровать резисторы чувствительности перед динамиками.

Если попробовать найти где-нибудь еще такие же большие каркасы и намотать L1 катушки толстым проводом, то их сопротивление получится примерно 0.4Ом — тоже лучше.

p.s. Убедительно прошу, не пишите мне письма с просьбой помочь подсчитать этим методом индуктивность на других каркасах и другого номинала. Собирайте "коробочку" (см. линки), это очень легко и решит все ваши проблемы с точной намоткой катушек.

Все предельно просто. Нужно найти такие же значения приличных по качеству конденсаторов, про типы можно прочитать тут, там же про резисторы, кстати. Конденсаторы можно объединять (суммировать) параллельно (как и уменьшать по правилу сопротивлений соединяя последовательно). Если вы разобрали фильтры s-90, то у вас уже должен быть неплохой набор нужных емкостей :).

Из отечественных, вместо наверняка попавшихся пленочных к73-хх, рекомендую попробовать металобумажные МБхх — более "мягкий" звук. При наличии средств и доступности желательно зарубежные MKP (1мкФ

$1.1, отечественный аналог — к78).

Конденсаторы, конечно, неполярные и на напряжение не менее 40В. Качество элементов в цепях Цобеля так же важно.

Здесь можно поэкспериментировать с изменением "окраса" системы, который дают конденсаторы. Рекомендую попробовать зашунтировать все конденсаторы (кроме тех, что в цепи Цобеля) небольшими (в районе 0.1мкФ) конденсаторами других, обычно более качественных, типов. Например, полистереном (к71-7) или слюдой (СГМ) — в результате получается более детальное звучание на средневысоких частотах и повышается прозрачность системы. К тому же метало-бумажные (МБхх) конденсаторы дают немного "мутный" звук. Шунтировать — значит объединять вместе параллельно :).

Мощностью не менее 2Вт, при меньших возможен перегрев и изменение номинала. Из отечественных можно применить МЛТ-2. ПЭВ-10 из комплекта s-90 не самые лучшие, но скрепя сердцем пойдут. Рекомендую китайскую керамику — выглядит как белые зубы, большая такая, недорого продается повсеместно в радиомагазинах (мощности до 15Вт), но разброс номиналов присутствует в полной мере.

В прочем, на недискотечных мощностях отлично работают и маломощные МЛТ-резисторы, по крайней мере на месте R1.

Прошу обратить внимание на то, что номинал написанный на резисторе вовсе не обязательно тоже самое, что на самом деле. Настоятельно рекомендую подбирать резисторы отмеряя их омметром/тестером. В схеме приведены четко отмерянные резисторы.

При окончательной сборке колонок очень настоятельно рекомендуется ставить резисторы R1 и R2 как можно ближе к динамикам — прямо на клеммы. Это позволит очень сильно снизить влияние кабеля (который после этих резисторов, но не до них) на звук.
цепи Цобеля

Причина в том, что импеданс динамика непостоянен и растет со снижением отдачи по частоте. Этот эффект имеет место во всех без исключения головках динамического типа, независимо от страны и года производства. Точнее говоря, цепь Цобеля (в моем фильтре применен только упрощенный ее вариант; полные позволяют регулировать импеданс на низких частотах, что не всегда нужно) необходима для нормальной работы катушек индуктивности фильтра, при достаточно большой собственной индуктивности катушки динамика. Без цепи Цобеля работа индуктора как ФНЧ грубо нарушается и фильтрация практически не осуществляется вообще (!).

Читайте также:  Не работают оба шифта на ноутбуке

НЧ: Элементы R4 и C4. C3 желательно ставить больше, чем 60мкФ, но и их, для частоты раздела в 500Гц достаточно. R4 равен 4.3Ом.

Сравните ИЧХ 30ГД-2 без Цобеля и с ним. Графики приблизительные, но там можно увидеть частоту настройки фазоинвертора s-90 — вторая громадная скала слева, перед 100Гц :).

СЧ: ИЧХ 6гдш-5. Можно попробовать сгладить выше 3кГц Цобелем R3, C3. Для этого хватит 10-20мкФ и резистора 8.0Ом.

Важно: цепь Цобеля на СЧ обязательна для нормальной работы этого кроссовера. Без нее "новый легкий фильтр" показал свою полную несостоятельность на СЧ-ВЧ.

ВЧ: Из-за низкой индуктивности собственной катушки динамика и срезе на низких частотах цепь неактуальна.

Во всех частотных звеньях применен пассивный всепропускающий фильтр первого порядка с затуханием 6дБ на октаву (изменение частоты в два раза), аппроксимация по Баттерворту. Собственно, сам фильтр посчитан программой JBL Speaker Shop и немного подогнан вручную :)).

НЧ: Фильтр низких частот. Как уже можно было понять, частота среза 500Гц (для 30ГД-2/75ГДН-1-4 желательна ниже, но выбрана как компромисс к 6ГДШ-5). Обеспечивается элементом L2, нагрузкой динамика в купе с упрощенной корректирующей цепью Цобеля.

СЧ: Полосовой фильтр. Нижняя часть (C2) согласована с фильтром НЧ звена и настроена на частоту среза 500Гц исходя из соображений резонансной частоты 6ГДШ-5. Верхняя часть (L1) согласована с фильтром ВЧ звена и настроена на 7500Гц, что позволяет сделать широкополосная структура динамика, в купе с Цобелем.
Обе части нагружены на 8Ом (4Ом от 6ГДШ-5-4 + 4Ом от R2).

ВЧ: Фильтр высоких частот. Частота согласована с верхней частью фильтра СЧ звена и работает на 7500Гц, что позволяет избежать проблем связанных с высокой частотой основного резонанса отечественных ВЧ динамиков. Нагрузка 21Ом (16Ом динамик + 5Ом от R1).

Все динамики включены синфазно, что в меньшей степени сказывается на фазовых характеристиках системы.

Схема, принципиальная электрическая. Нажмите чтобы увеличить :).

Стрелочкой справа показан "вход звука" от усилителя. Пунктирные линии это bi-wiring (НЧ и СЧ-ВЧ звенья фильтра соединяются между собой параллельно у усилителя — плюс НЧ с плюсом СЧ-ВЧ к плюсу усилителя, минусы аналогично).

Серые цифры в скобках над элементами фильтра — их нагрузка. Серые цифры с "r" перед ними — собственное сопротивление элемента. Серые пометки -1dB — потери чувствительности динамика на элементах.

Рядом с динамиками кратко выписаны их важные характеристики, ниже указаны частоты раздела полос/звеньев.

Индуктивности в мГн, емкости в мкФ, сопротивления в Ом. После собирания фильтра, номинальное сопротивление колонки для усилителя остается равным 4Ом.

К получившимся колонкам рекомендуется мощный транзисторный усилитель (60-100Вт на канал к 4Ом) с высоким коэффициентом демпфирования (чем он больше, тем лучше звучит "бас" и соблюдается контроль усилителя за НЧ динамиком).

Вариант "нового легкого" фильтра для клонов s-90, точнее для Орбита 35АС-016. Динамики: 10гдв-2-16, 6гдш-5-4, 75гдн-1-4 — достаточно распространенный набор.

Понравилась статья? Похвастайся друзьям:

Хочешь почитать ещё про ламповый звук? Вот что наиболее популярно на этой неделе:
Трансформаторы ТВК-110Л-2 в качестве выходных
Онлайн-калькулятор расчёта по размерам магнитопровода габаритной мощности трансформатора
Стерео-усилитель на лампах 6Ф5П с индикатором 6Е1П
Алиса Селезнёва одобряет.

LA 14 июн 2018 18:19
Олег 14 июн 2018 13:50

Дальше в разделе ламповый звук hi-end и ретро электроника: Универсальный выходной SE трансформатор из ОСМ-0,16, изготовление универсального выходного трансформатора на магнитопроводе осм-0,16 для однотактных ламповых усилителей, подходящего для большинства различных ламп и схем.

Главная 9zip.ru База знаний радиолюбителя Контакты

Девять кучек хлама:

Дайджест
радиосхем

Новые схемы интернета — в одном месте!


Новые видео:

Содержание / Contents

↑ Критика советских малогабаритных АС

Главными отличительными чертами были относительно скромные размеры при повышенной отдаче НЧ, а также всего два динамика (для экономии размеров).

Дальше — больше, размеры АС становились всё меньше, звук – хуже. Пользователи радовались тому, что их можно засунуть в нишу мебельной стенки, поставить на шкаф под потолок или на пол. Это окончательно убивало звук, но мало кого волновало, а дребезг посуды в шкафу с колонкой, вызывал восторг и гордость.

В чём же недостатки семейства таких моделей, коих выпущено было десятки? На мой взгляд, корень зла в двухполосности и неправильном разделе частот. Я считаю, что такие динамики, как 10ГД-30, 25ГД-26, 6ГД-6, 10ГД-34, 15ГД-14 и им подобные, принципиально неспособны хорошо звучать до 5 кГц, а именно это обычная частота раздела в двухполосках с этими динамиками. Кстати, про напарники этих динамиков – 3ГД-31, 10ГД-35 и им подобных, доброго слова не услышишь, без конструктивных доработок и сложных фильтров, работают они не лучшим образом.

Надо сказать, что были приличные динамики для двухполосок, способные хорошо звучать до 5 кГц, но они требовали не малогабаритных корпусов, поэтому не использовались.

Прогрэсс двигался дальше по дороге к абсурду, АС становились всё меньше, динамики для них – тоже. Системы 15АС и 25АС выпускались большими тиражами, до сих пор их немало на вторичном рынке по умеренным ценам. Заманчиво было бы улучшить их с минимальными переделками и расходами.

↑ Акустические системы 15АС-109

В 15АС-109 установлены 15ГД-14 (25ГДН-3-4) и 10ГДВ-2-16. Раздел на частоте 5 кГц и изменить его нельзя т. к. работа 10ГДВ-2-16 ниже невозможна. Поэтому звук вялый, серый, тусклый из-за невнятного воспроизведения средних (самых главных для общего восприятия звука) частот. И это касается не только данной модели, но и всех двухполосок в которые установлены ранее упомянутые НЧ динамики.

Лучшие советские конструкторы прекрасно это знали и для модернизации подобных двухполосок предлагали радиолюбителям установить полноценные СЧ динамики, такие как 2ГД-40. Увы, маразм миниатюризации не позволял что-то дополнительно ставить в малюсенькие корпуса, да еще в боксе, потому как объём и так был недостаточен.

Предлагались внешние городушки-скворечники, это хорошо звучало, но добиться культурного вида было сложно. Кроме того, что бы ни говорили, но 2ГД-40 и им подобные, работали, как по паспорту до 12,5 кГц, выше – обрыв, да и направленность выше игольчатая т. е. нужна трехполоска в новом корпусе и с новыми фильтрами, от старых колонок оставался один НЧ динамик.
Вариант хороший и я сделал такую трехполоску, принципиально только на доступных советских динамиках, но сегодня не об этом.

↑ Доработка динамиков 25ГДН-3-4

В 15АС-109 установлены динамики 25ГДН-3-4, это неплохие динамики, братья 10ГД-34, но значительно лучше их за счет огромного мощного магнита. Вследствие этого они могут нормально работать на объем 8…12 литров, обеспечивать отдачу от 30…40 Гц при спаде не 15 дБ, как у S-90 и им подобных, а 3…6 дБ. Конечно, объем движимого воздуха и мощность несопоставимы с 75ГДН.

Общей бедой большинства советских динамиков с резиновым подвесом является его задубение, что вызывает повышение резонансной частоты, добротности, а это приводит к ухудшению качества. Если изначально (при изготовлении) подвесы были нормальными, их можно попытаться оживить. Если уже на заводе поставили тугие подвесы, поможет только их замена.

Что я могу посоветовать из практики. Взять вату, хороший бензин («Калоша» или аналогичный), вырезать из картона кружок по размеру бумажной части диффузора и прикрепить его, чтобы жидкости меньше попадали на бумагу. Далее смочить вату и обильно смачивать резиновый подвес с лицевой части.

Да, бензин быстро испаряется, но пересохшая резина жадно впитывает бензин, меняется на глазах, из тусклой становится блестящей. Конечно, все работы, особенно с ЛВЖ, требуют соответствующих мер безопасности.

Итак, поим разину с лицевой части, пока она не откажется пить бензин. Затем ставим динамик магнитом вверх и наливаем в канавку гофра бензин, ждём, пока он впитается и испарится. Сразу после полного испарения полезно устроить динамику разминку час-другой низкими частотами на резонансной частоте (легко определяется на глаз) добиваясь максимальной амплитуды, но без стука гильзы о магнитную систему.

Если резина действительно была сухой, она изменится, параметры динамика заметно улучшатся. Конечно, лучше всего, проводить измерения, если есть такая возможность. В моей практике были как случаи снижения резонанса на 20 Гц, так и незначительный эффект всего в несколько Герц.

Проблема в том, что через пару суток происходит частичный откат улучшенных параметров. Чтобы закрепить достижения, надо воспользоваться автомобильным восстановителем приводных ремней. Он продается в аэрозольных баллончиках. Думаю, все они примерно одинаковы, я купил «Belt Dressing & Conditioner» фирмы Permatex.

Покрываем пеной гофр с обеих сторон поочередно 2-3 раза (вот где понадобится картонный кружок, без него на диффузоре будут пятна и некрасивые потёки) дожидаясь каждый раз высыхания.

Эффект от такой обработки длительный, явно присутствует более полугода (по моему опыту). Резина становится на ощупь совсем другой – мягкой и немного липкой, на глаз – блестящей. Разминка с максимальной амплитудой тоже желательна.
Резонанс понизился с 60…65 до 45…50 Гц т. е. стал как у новых динамиков.

↑ Замена динамиков 10ГДВ2-16

Это промежуточный вариант и до настройки ФИ. Понимаю, что мало у кого есть эти Филипсы, да и ставить их сюда не хотелось т. к. для них есть хорошие комплектные низкочастотники Филипс.

Но вывод таков: вы можете использовать самые разнообразные пищалки с низкой резонансной частотой и хорошим звучанием, в том числе бумажные. В силу низкой отдачи НЧ-динамика, чувствительность пищалки будет всегда выше.
Но в этом случае вам придется делать сведение полос самостоятельно, а я могу поделиться фильтрами только для динамиков, с которыми я работал.

Читайте также:  Микросхема dm311 даташит на русском

↑ Китайские твитеры Alphard TW-302

Интересно было послушать эти «шёлковые» купольники. «Шёлк» тут явно синтетический, нити арматуры реденькие, но материал очень мягкий упругий, резко отличается от пластиковых мембран.
Корпус пластмассовый, а это погано – царапается, нет жесткости.

Заявленные параметры 8 Ом и 95 дБ оказались «китайскими» — сопротивление 4 Ома (импеданс во всей полосе частот, не просто измерено тестером), а чувствительность… Точно измерить не могу, да и не надо, по моим прикидкам 88 дБ. Есть разница с 95 дБ.
Тем не менее, резонанс 900 Гц и 1200 Гц, звук неплохой, мембраны легко можно заменить. В общем, «третий сорт – не брак».

↑ Доработка корпуса 15АС-109

Подробно останавливаться не буду, т. к. описано много раз, остановлюсь на самом важном. Это тщательная герметизация, заливка всех стыков и щелей снаружи и изнутри. Желательна проверка с помощью программы LIMP – щели очень хорошо видны.

Желательно стамеской удалить потеки эпоксидки на лицевой панели, выровнять неровности.

Установить внутри туго распорку между передней и задней панелями. Я поставил брусок сечением 20×40 мм. Распорку ставить между отверстиями под динамики.

Под пищалки Alphard TW-302 пришлось сделать дополнительную панель с отверстием под магнитную систему, она внутри. Шурупы через отверстия в пищалке ввинчиваются в эту панель, и она притягивает головку к лицевой панели.

Под динамики вырезаны прокладки из искусственной замши. Шурупы рекомендую заменить на более современные.

Отверстия под акустические провода залить клеем, установить сзади пружинные зажимы, к сожалению, нормальные терминалы с винтовыми зажимами установить не удалось из-за недостатка места.

При желании корпус снаружи можно покрыть лаком или облагородить иным образом. Внутри корпус обязательно плотно заполнить распушенным синтепоном, но оставить проход между отверстием трубы ФИ и НЧ динамиком.

Вместо поганой штатной пластмассовой панели я сделал рамку из тонкого ламината и натянул на неё ткань типа «канва». Крепление рамки к корпусу через «липучку» — просто и не надо сверлить отверстия. По неопытности я поставил слишком длинные отрезки липучки и снять рамку оказалось ох как непросто!

↑ Правильные фильтры АС

Часто приходится видеть, как самодельщики считают, что фильтры – это что-то третьестепенное, достаточно по аудиофильским меркам поставить один конденсатор и одну катушку максимум.

По моему глубокому убеждению, всё совсем наоборот – фильтры важнейший элемент АС, неправильные фильтры способны испортить звук любых динамиков. Фильтры первого порядка могут работать с хорошо подобранными по характеристикам парами динамиков, имеющих естественный спад на частотах раздела без горбов и выбросов. В абсолютном большинстве случаев нам трудно найти такие пары.

И еще я убежден, что быстро и правильно отладить фильтры без акустических измерений, невозможно.
Пользы от любых калькуляторов – с гулькин нос, поскольку они в качестве моделей используют резисторы, хотя динамики – это непростые электромеханические системы с резонансами и другими особенностями.

Исключение – LSP CAD и только в том случае, если скормить ему результаты опять-таки микрофонных измерений.

Удалось добиться очень простой схемы фильтров, с минимумом стандартных номиналов (на это был особый упор).

Конденсаторы К73-16, все детали для удобства размещены на фанерке старого фильтра. Монтаж сделан акустическим кабелем сечением 1,5 квадрата.

Вот что получилось в LSP CAD

Вот график импеданса, он нигде не опускается ниже 4 Ом, поэтому АС будут нормально работать с любым 4-х омным усилителем.

А вот что показал LIMP в ящике, где вроде бы не было явных щелей…

Ниже 300 Гц в обычной комнате из-за отражений измерения сделать трудно, поэтому они сделаны в упор.

Замер в упор доработанного динамика 25ГДН-3-4, порт ФИ заткнут. Видно, что по уровню -3 дБ нижняя частота 45 Гц. Частоту по -15 дБ, как принято измерять у промышленных колонок, найдите по графику сами. После включения и настройки ФИ удалось понизить частоту, но привести график измерений затруднительно из-за удаленности отверстия ФИ от динамика.

Повторяю, несмотря на низкую воспроизводимую частоту, не надо ждать такого же баса, как от S-90 из-за крошечного размера диффузора, но для тонального баланса этого хватает. С моей точки зрения, тональный баланс крайне важен.

↑ Прослушивание обновлённых 15АС-109

Колонки сделаны были ещё летом. Конечно, на «хиенд» они не претендуют. Сравнивались с моим самодельным трехполосным трехкорпусным вариантом на 25ГДН-3-4 с модными последовательными фильтрами, и с Tandberg 2510 (кто-то сегодня помнит эту фирму – Hi-End 70-х годов?).

Естественно, они уступают обоим. Тем не менее, после переделки колонки явно стали лучше. Уверен, что они лучше любых заводских 15АС, S-20, S-30, всяких там кубиков и т. п. Звук ясный, чистый, по сравнению с трехполосным вариантом есть небольшая окраска, что неудивительно т. к. пищалка работает примерно от 2,5 кГц, а ниже – низкочастотник.

Обязательное условие – работа на подставке, хотя бы на табуретке. Если басы записаны на диске, они есть и в колонке, если в записи басов нет, то и колонки их не воспроизводят. Для нормального уровня громкости в комнате достаточно мощности до 4 Вт на канал. «Сибилянты не раздражают.»

В целом колонки играют достаточно ярко, но не назойливо. Тональный баланс по сравнению с вышеуказанными колонками смещен несколько вверх.

Малый размер позволяет их ставить даже на компьютерный стол. Колонки весьма тяжелые, что является скорее достоинством.

↑ Итого

К моему удивлению, результат оказался лучше ожиданий. Теперь осталось передать колонки в добрые руки кого-то из моих друзей, на новое ПМЖ.

Всем привет! Лежат колонки S-30, но громкоговорители "кончились". Есть желание восстановить эту акустику в гараж, но не могу найти замену бумажным динамикам на современный аналог или же купить с Авито такие же дины?
Технические характеристики 25 ГДН-1-4 (10 ГД-34-80):
Диапазон частот: 63 – 5000 Гц
Неравномерность АЧХ: не более 12 дБ
Чувствительность: 84 дБ
Сопротивление: 4 Ом
Рабочая мощность: 8 Вт
Паспортная мощность: 25 Вт
Долговременная мощность: 27 Вт
Кратковременная мощность: 30 Вт
Частота основоного резонанса: 80 – 100 Гц
Полная добротность: 0,45 ±0,1
Эквивалентный объем: 11 л
Вес: 1,25 кг
Кто что посоветует?

Смотрите также

Комментарии 143

проще востановить,
я как раз этим занят сейчас

мужики я тож с такой же проблемой если у когот валяются подгоните 25 ГДН-3-4

Есть два дина. Новые. Остались от родни. Вечером посмотрю параметры. Если что в личку пишите.

Поставь туда по диаметру динамики 8 Омные, и мощностью не менее 30 Вт (по российским ГОСТам, зарубежный аналог 80 Вт, не меньше), блок питания, усилитель, и блок беспроводной передачи данных для произведения музыки через блютуз. И будет тебе счастье:).

а зачем 8ом, если они 4 ом?!

Если заморачиваться, то по взрослому:))) Ты же все равно будешь менять, 8 Омные лучше при пиковых нагрузках себя чувствуют, соответственно надёжней будут 4 Омных.
Плюсов у 8 Омных больше чем у 4 Омных (4 омные хорошо работают на низах — например сабы т .д.)

да я не собираю SQ, просто чтоб пели в гараже)

13 колонки ккак раз

Я в них вырезал отверстия под овалы «премьера» отличный звук

Если паришься вернуть оригинальный вид, то ищи автомобильные динамики схожих габаритов, чтобы влезли под родную сетку.
По поводу качества звука — лишь бы тебе нравилось. 90% людей подмены не заметят, даже будут говорить, как чисто играет советская техника, умели раньше делать и т.п.

мне просто чтоб пели в гараже

Асалаб посмотри там можно и кросы под новые динамики заказать

Асалабы в авто планирую. а в эти колонки 25 ГДН-3-4

Что именно с динамиком случилось? Если только подвес рассыпался, то можно купить и переклеить.

бумага, катушка, все в хлам

стоят такие в гараже…кто подскажет …к мафону в машину подсоединить можно?или усилок к ним нужен

для комнаты 10-12 м кв+ усь ватт на 50 номинала — это то что работает в связке. автомобильныйусь дома — не феншуй как бы… но можно. можно и к мафону, только питалово нужно и мафон что бы хотя бы ватт 15 вноминале давал. а вообще — в эти корпуса можно авто тринашки или 15-ки поставить. 17-ки или овалы тоже можно. корпуса то — добротные!

стоят такие в гараже…кто подскажет …к мафону в машину подсоединить можно?или усилок к ним нужен

На таких динамиках выпускались и автомобильные кливер 35ас-01а

Замена будет в 3-4 раза дороже родных. Ищи такие же, они стоят 10$. В то время как ближайший адекватный заменитель от KEF 20-25$

нашел, но чуть другие. но разницы думаю не будет

Смотря какие. У 30ки ящик хороший, особенно если фазоинвертор отреставрировать. Если все верное собрать играть будет — закачаешься. У самого дома стоят доработанные s30b в паре с radiotehnika u7111 + орбита э002. Звук на уровне средней акустики где-то за 400-500$.

7111 — не айс, 002 орбита оконечник — кайф!

Смотря с чем сравнивать. Бриг/барк в другой весовой категории, а Веги и амфитоны до него не дотягиваются

согласен. нельзя сравнивать орбиту/квод405 с радиотехникой или вегой. єто разніе вообще миры! а вот амфитоны и лорты- по моему недооцененные. очень даже неплохо сбиты!)))

Все верно. Амфитоны не плохи, просто они не имеют своей нотки, просто хорошие усилители для неискушенных людей. Есть даже термин такой — амфитоновское звучание. А лорта это упрощенный амфитоны.

Читайте также:  Как отключить симку на айфоне

соотношение амфитонлорта — так и есть. но это по усям. амфитоны акустику вообще не понимал и не понимаю. особенно недоразумение 50ас022!среди всех усей амфитонов я бы выделил 002-й в старом исполнении( регулятор громкости очень мягкий, дискретный и неубиваемый) звук -очень даже ничего! не йипонец канеш но и не вега и не радиотехника!

Да, есть у меня такой, пожалуй из амфитонов лучший. Но у меня ещё до появления пометки хи-фи и без индикаторов перегруки

Из всего вышеперечисленного на мой вкус ноэму, если не запариваться можно и на авито найти, конского ценника у этих динамиков не когда не было. До кучи посмотрите тему на доработку s30 в интернете, найдете массу полезной информации.

Ничего лучшего не найдешь.если найдешь.то цена не обрадует

да лучше не надо. такое нужно и не бумажное

Эти колонки хороши как они есть.что либо пилить в них будет только человек .который знает как и что. У меня дома 4колонки 35ас.все после запила.делал долго.вложил денег также. Лет пять как к ним вопросов нет.о замене даже не думаю. А пару тысяч$ за колонки отдавать.которые станут играть немного лучше моих смысла нет.китайские любые колонки после моих слушать не могу.

какой-то сириус валяется в гараже. ждет своего часа. или в помойку или тюнинг. скорее в помойку.

ну у меня усь рабочий вот колонкам хана.

какой-то сириус валяется в гараже. ждет своего часа. или в помойку или тюнинг. скорее в помойку.

на сириусе пано — стоят 3гд42. как в старых теликах. но там с пищами 2гд 36. звучат хорошо, но не больше 5ват на них давать!

также хорошо как старый телик? подключал их вместо плохих современных аналогичных панасоник. поле чего отнес в гараж, дальше в помойку.

эти динамики хорошо работают в щите. или в оя. убрать решетку с сириусовской колонки и слушать джаз! опять же — только как настольные!ессно с них на электронщине говно будет. и хардметалл тоже не их поле. но цена ожидания- 3гд 42 больше нравятся чем 4гд35.

маталл они не потянули. когда-то была культовая магнитола кобра от панасоник. динамики высший класс! эти динамики стоят в другой версии панасоник пауэрбластер. эта магнитола у меня со времен царя гороха. воплотившаяся мечта. сложно что-то им противопоставить в этом классе. кучя хлама притащеная с помойки отправляется обратно. вот денег выжать на электронику АС1 и импортный усилок вот былоб дело.

кобра — это да! слюни бежали. а вот когда уже встал на ноги, тесть удивился( зная что у меня на звук стоит))) продемонстрировав свой шарп 999 — у меня ничего не дрогнуло даже! я уже до этого столько ящиков перепилил!))) сейчас переделываю амфитоны — 75у202 и 002-й. выбрасываю селекторы, фильтры, переключатели ас, переключатели нпа экв, и тд. вообщем остаются ум, пред и тембра. на что буду пускать? под доработку попались ящики с 8х4гд 35! в афигенном состоянии!

меня бог миловал и лишил слуха. правда приперев домой электронику ас 35 радовался на свежие дрожжи. через неделю прошла эйфория и пришло понимание что это дрова. динамики играют по разному внутри бардак один высокий воще умер. телефон с которого воспроизводил не дает должного питания. подвесы опсыпались. вот и запихал в них 75 ГДН. усилок говняноватый амфитон 101- 01. штекеры надо в помойку с проводами. насмотрел тут ямаху совсем новую. хоть слуха и нет но нравится звук или нет сказать могу. помнится у нас в кабаке играли техниксы по 200 ват вот они качали! не нашел таких.

среди техниксов не встречал ничего стоящего. или стк на віходе или микрухи. а вот ямахи/деноны- почти все достойные. и это — не слух у тебя того… это амфитон у1-01 — говно сам по себе. в пике ват 15 не больше. а звук — никакой. только корпус для апгрейда и годен! на радиотехнику ставил вместо 10гд 35 — 6гд 13(они же 6гдв4) и 4гд8е вместо середки. правда приходилось зажимать его — по частоте сч/вч(6гд брали до 3-4 кгц) звук ничего так был. но это пока я был без жены и детей. дальше попуустило)))

у меня на улице. чтоб соседям нравилось. пусть сектор газа послушают или блэк сабат. не жалуются у меня забор высокий.

у меня 75 ГДН в корпусе АС35 стоят

посоветовали на Ноэма и АсаЛаб обратиться, жду рабочих дней.

там цена будет ахренеть. лучший варик — найди на авито 25гдн те сто с усиленным магнитом. найдешь. это неплохие компрессионные динамики. корпусдоработай и фазик тоже — будет щастя!

я нашел 25 ГДН-3-4)

это оно и есть. если 8 ом — еще лучше, только авто гамнитолка тогда отпадает. пищали — целые?

не, 4 Ом. да мне не нужно валево и Hi-End. это будет в гараже просто петь).

если просто петь — по размерам без напильника и 4гд8е пойдет! поют замечательно! но 25 гдн 3-4 — мощнее и ровнее. они раскачиваются лучше 10гд34. тройки ставили в вегавские 15 ас 109 в паре с 10ватными пищалками. колонки получше с30!

ну беру 25 ГДН-3-4.теперь корпус надо восстановить.расклеились верха(

надоело слушать бред про то какие хорошие были старые советские усилки с колонками. они тогда-то были говно, а счяс совсем сопрели и в труху превратились. ковсему золотые ручки радиолюбителей постарались. 21 век на дворе! хорош ерунду пороть!
динамики на рынке идешь слушаеш и покупаеш что нравится.

зачем покупать, если есть? я не говорю что они хорошие. я просто хочу их восстановить и поставить в гараж. у меня была акустика фирмы Варфедейл. покупалась по цене Жигулей. щас в соседнем городе в кафе народ радует.

я про динамики. я понял ты их хочеш поменять.

у меня дома щас стоит Microlab Pro1. в данный момент радуют мои уши и для дома мне за глаза их. а вот эти без дела валяются. надо из запустить. вот ищу для них дины. а продавать за копейки не вижу смысла

Радиотехника получше будет.только источник к ним правильный нужен

в сарае одна такая колонка валяется вторая выкинулась динамик совсем нерабочий перепаивали проводок в итоге он совсем отвалился . и даже не знаю где первая . но валяются уже лет 15 . может мыши уже прогрызли.
когда то были отличные колонки брал БУ. у знакомого.

у меня тоже начиналось с паяния, в итоге вообще кончились. одну еще можно восстановить, вторую увы

у меня в гараже стоит старенький но довольно неплохой музыкальный центр панасоник я к нему подключаю смартфон и через типа усилитель слушаю музыку, радио. его лет 10 никто не слушал диски уже не читает — наеврно пылью головки покрылись но и диски только CD а мп3 нету . а через стенку зал у меня и там модем с вайфаем стоит . по этому сразу с интернета и слушаю

Перепаять "жгутики" и слушать дальше.

там нет ничего. ни катушек, ни бумаги

Тогда у НОЭМы были подходящие динамики. Смотрите 12 или 13см у них на сайте.
Для ЗЯ лучше чем для ФИ.

Поменял, покрасил переднюю панель. Динамики от авто.

Такие же колонки имею. Себе поставил пионеры 16см. Проклеил внутри шумкой и фазоинвертор на 45 Гц отстроил

проще и дешевле на авито другие купить.если в гараж.

В S90 эти динамики меняют на Visaton SC13

в s90 таких нет. там 20гдс, а тут 25гдн

Да, пперепутал мальца, там 20гдс, или 15 ГД

15гд11. это те же 10 гд 34, только чуть жеще подвес.

В Али не пробовал поискать?

как ниже советовали, написал в фирмы Ноэма и АсаЛаб. жду ответа

если лишь бы играли, то купи первые попавшиеся по размеру и все, если что-то серьезное от переделки хочешь получить, то наверное проще новый корпус выпилить по больше

У АсаЛаб не так давно очередь на производство была, что не дождешься. Купил широкополсники Ноэма 100 гдш33. Оформил в корпус twrq. Весьма достойно на мой слух.Не по теме, конечно. Но обратите внимание на Ноэма и АсаЛаб

уже пишу письмо турецкому султану в Ноэма )

зачем бумага? Современные, композитные лучше гораздо

Так вам громче или лучше?

Я об этом и спросил. Современная акустика (синтетика) — это громче, эффективнее, иногда — точнее. Старые бумага и шелк — это приятнее для уха (лично моего).

Подбирать по параметрам тиля-смолла хотя-б.
Если их производитель нигде не выложил, значит это говно-динамик.

Некоторые советуют ставить автомобильные динамики, но это не совсем правильно. Авто динамики делают устойчивыми к воде, а это влияет на цену.

То есть при прочих равных, авто динамики будут в 3 раза дороже.

А вот где взять полочные динамики я так сходу не скажу. Я как-то нажодил буржуйский сайт… Но это было давно.

Посчитай объем ящика хотя-б. Если там 30 литров, тебе надо динамик с объемом 30 литров, добротностью 0.6, и частотой 45 герц.

Тогда от 50-ти герц басить будут.

Если нет с таким объемом, то можно взять больше, но с меньшей добротностью. Там где-то, с 0.45 добротностью и 40-50 объемом играть будут. Как-то так.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector